'НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛOГИЯ' это:

'НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛOГИЯ'

'НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛOГИЯ' ('Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице её представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков'), произведение К. Маркса и Ф. Энгельса, в к-ром они в форме критики нем. послегегелевской философии впервые разработали положения историч. материализма как целостной концепции. Наброском идей для 'Н. и.' стали написанные Марксом 'Тезисы о Фейербахе' (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3) - '...первый документ, содержащий в себе гениальный зародыш нового мировоззрения' (там же, т. 21, с. 371), в т. ч. принципиальное положение о сущности человека как совокупности всех обществ. отношений. Сохранившаяся рукопись 'Н. и.', написанная в Брюсселе в 1845-47 и оставшаяся незавершённой, состоит из 2 т. Её осн. теоретич. содержание сконцентрировано в 1-й главе 1-го тома, в остальных частях преобладает полемика. Марксу и Энгельсу не удалось опубликовать рукопись 'Н. и.', однако '...главная цель - уяснение дела самим себе - была достигнута' (там же, т. 13, с. 8). Впервые полностью рукопись 'Н. и.' была опубликована в СССР в 1932-33 на нем., затем на рус. языках; во 2-м изд. Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса вошла в т. 3. В 1965-1966 в СССР осуществлена новая, наиболее полная публикация 1-й главы [см. Маркс К. и Энгельс Ф., Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. (Новая публикация 1-й гл. 'Н. и.'), М., 1966], в к-рой текст расположен и расчленён в соответствии со структурой и содержанием рукописи.

Критич. анализ послегегелевской философии через призму историч. материализма позволил Марксу и Энгельсу сформулировать в 'Н. и.' важный вывод о том, что в обществах, где материальный труд низведён до роли лишь внешнего условия человеческого существования, подлинная субстанция единства человека и природы, а значит и действит. основа человеческой истории остаётся скрытой: 'Всё прежнее понимание истории или совершенно игнорировало эту действительную основу истории, или же рассматривало её лишь как побочный фактор, лишённый какой бы то ни было связи с историческим процессом... Этим самым из истории исключается отношение людей к природе, чем создаётся противоположность между природой и историей' (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 38). А в действительности '...пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга' (там же, с. 16, сноска). Здесь Маркс и Энгельс впервые формулируют предпосылки материалистич. понимания истории - это люди, их деятельность и материальные условия их жизни. 'Первая предпосылка всякой человеческой истории - это, конечно, существование живых человеческих индивидов. Поэтому первый конкретный факт, который подлежит констатированию,- телесная организация этих индивидов и обусловленное ею отношение их к остальной природе' (там же, с. 19). Деятельность людей имеет две стороны: произ-во (отношение людей к природе) и общение (отношение людей друг к другу). При этом произ-во рассматривается как произ-во и воспроиз-во непосредственной жизни и как таковое охватывает два круга отношений: произ-во собственной жизни (средств к жизни) посредством труда и произ-во чужой жизни (продолжение рода) посредством рождений (эта концепция была впоследствии развита Энгельсом в работе 'Происхождение семьи, частной собственности и государства'). Т. о., 'третье отношение, с самого начала включающееся в ход исторического развития, заключается в том, что люди, ежедневно заново производящие свою собственную жизнь, начинают производить других людей, размножаться' (там же, с. 27).

В 'Н. и.' Маркс и Энгельс рассматривают диалектику взаимодействия, с одной стороны, двух видов произ-ва, а с другой - производит. сил и обществ. отношений (форм общения). Произ-во людьми средств к жизни представляет собой первый историч. акт, в результате к-рого люди отделились от животных (см. 'Диалектика природы'): люди должны иметь возможность жить, т. е. иметь пищу, жилище, одежду и т. д., прежде чем они будут в состоянии 'делать историю'. Определяющая роль в развитии произ-ва, а следовательно, и обществ. отношений, принадлежит производит. силам (категория производит. сил была разработана Марксом позднее в 'Экономических рукописях 1857-1859 годов' и в'Капитале'). Однако рост производит. сил, рост потребностей, а также развитие сознания первоначально основывались на росте нас., да и само '...производство начинается впервые с ростом населения' (там же, с. 19). С другой стороны, исторически роль семьи, её производств. (в широком смысле) функция в жизни общества оказывалась тем ощутимее, чем ниже была производительность труда и, следовательно, чем более ограничено количество его продуктов: на заре человечества первичные формы семейно-родствениых отношений были '...единственным социальным отношением' (там же, с. 27). Эти положения имеют непреходящее методологич. значение для экон. истории и истории демографии, исследований проблем народонас. развивающихся стран. На совр. этапе развития марксистско-ленинской социологии чрезвычайную актуальность приобретает и след. тезис, сформулированный в 'Н. и.': способ, к-рым люди производят средства к жизни, '...надо рассматривать не только с той стороны, что он является воспроизводством физического существования индивидов. В ещё большей степени, это - определённый способ деятельности данных индивидов, определённый вид их жизнедеятельности, их определённый образ жизни. Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами' (там же, с. 19).

Розенберг Д. И., Очерки развития экономического учения Маркса и Энгельса в 40-е гг. 19 в., М., 1954, с. 206-19; Багатурия Г. А., Первое великое открытие Маркса. Формирование и развитие материалистического понимания истории, в сб.: Маркс - историк, М., 1968, с. 107 - 73; Ойзерман Т. И., Формирование философии марксизма, [2 изд., М., 1974].

С. Ф. Иванов.


Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1985.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»