ЦЕННОСТЬ ДЕТЕЙ

ЦЕННОСТЬ ДЕТЕЙ

ЦЕННОСТЬ ДЕТЕЙ, ребёнка, степень положит. отношения общества, семьи и индивида к числу детей. Выражает определ. социальные отношения, имеет конкретный историч. смысл. На разл. этапах развития общества содержание социальной роли ребёнка изменялось. В доклассовом обществе ребёнок был ценен как будущий взрослый, а не ребёнок как таковой. Упрочению этой оценки способствовала высокая детская смертность. Период взросления оценивался негативно, как неизбежный и обременит. период незрелости. Обряды возрастных инициации знаменовали собой ритуальное посвящение во взрослые. В связи с низкой продолжительностью жизни социальная зрелость определялась достижением половой зрелости. В средневековье господствовало представление о ребёнке как о 'маленьком взрослом', одежда детей копировала одежду взрослых, изображения детей того времени представляют собой уменьшенные копии изображений взрослых. С кон. 17 в. формируется восприятие довзрослого периода как специфич. периода человеческой жизни, утверждается отношение к детям как особым социальным существам, отличающимся от взрослых. Этому способствовала борьба трудящихся против капиталистич. эксплуатации детского труда.

Возникновение разрыва между моментами социальной и половой зрелости, а также явление акселерации способствовали делению довзрослого периода на детство, отрочество, юность, появлению новых ролей: подростка и юноши, старших и младших детей, обособлению роли 'малыша'. В демографии Ц. д. понимается прежде всего как ценность определ. числа детей в семье, а не детей вообще. Демографич. исследования фиксируют уменьшение Ц. д. в связи с историч. отмиранием многодетности. Распространение малодетности способствует уменьшению ценности 3 и более детей в семье и укреплению ценности 1-2 детей. Рост числа однодетных семей в городах обусловлен сведением Ц. д. к ценности единств. ребёнка, что создаёт иллюзию возрастания Ц. д. Этому способствует рост социальных требований к родителям по содержанию и воспитанию ребёнка. Ц. д. как часть семейных ценностных ориентации личности определяет способы и средства удовлетворения индивидуальных потребностей в детях, выступает критерием оценки разл. репродуктивных ситуаций и принятия репродуктивных решений. Наряду с нормами детности в качестве внешних средств ориентации Ц. д. усваивается личностью и определяет содержание потребности в детях, репродуктивной мотивации.

Антонов А. И., Социология рождаемости, М. 1980; Хараш А., Ребёнок в доме: знакомый незнакомец, в кн.: Подрастающее поколение, М. 1981; Aries Ph., Centuries of childhood, Harmondsworth, 1973.

А. И. Антонов.


Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1985.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ЦЕННОСТЬ ДЕТЕЙ" в других словарях:

  • ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО детей — выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка худож. форме X т составная часть системы эстетич. и худож. воспитания, средство развития личности Проявлением X т могут быть отд работы… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ЛИТЕРАТУРА для детей и юношества — область худож. творчества. Включает худож., науч. худож. и науч. популярные произведения, написанные специально для детей, а также лит. произведения, к рые отвечают духовным и эстетич. запросам ребенка, возможностям его восприятия и поэтому… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ВСКАРМЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА — ВСКАРМЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, особенно на первом году жизни, отличается целым рядом особенностей, соответствующих возрастным, функциональным и индивидуальным особенностям самого организма ребенка, условиям его жизни и окружающей среде.… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» — Не следует путать с Федеральным законом № 139 ФЗ (бывш. Законопроектом № 89417 6)  законом о внесении изменений в этот и некоторые другие законодательные акты, известным тем, что описывает реестр сайтов с информацией, запрещённой к… …   Википедия

  • Художественное творчество( детей) —     выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребёнка художественной форме. Х.т. составная часть системы эстетического воспитания и художественного воспитания, средство развития личности.… …   Педагогический терминологический словарь

  • Биологическая ценность пищевого продукта — совокупность особенностей химического состава пищевого продукта, определяемых содержанием незаменимых аминокислот, полиненасыщенных жирных кислот, микронутриентов и других минорных компонентов пищи, пищевых волокон и т.п... Источник: МЕТОДИЧЕСКИЕ …   Официальная терминология

  • БРАК — в широком смысле социально организованные половые отношения между мужчиной и женщиной. В узком смысле Б. представляет собой гражданское состояние мужчины и женщины, их союз для образования семьи , рождения детей. Брачные отношения в современном… …   Социология: Энциклопедия

  • СОЦИОЛOГИЯ РОЖДАЕМОСТИ — СОЦИОЛOГИЯ РОЖДАЕМОСТИ, исследование на стыке социологии, демографии и социальной психологии социально экон. обусловленности изменений рождаемости, рассматриваемых во взаимодействии общества и личности. С. р. разрабатывает широкий круг проблем,… …   Демографический энциклопедический словарь

  • РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, система действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения ребёнка в браке или вне брака. Данное определение Р. п. предложено В. А. Борисовым (1970). Термин Р. п. заимствован из биологии. Иногда содержание …   Демографический энциклопедический словарь

  • ПОВЕДЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНОЕ — вся система действий и отношений личности в связи с рождением или отказом от рождения детей любой очередности, в браке или вне брака. П.р. лишь один из видов поведения человека, и оно характеризуется теми же составными элементами, что и любое др …   Российская социологическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»