- БРАК
-
БРАК, исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Состояние в Б. предполагает определ. условия Б. (напр., определ. возраст брачащихся), порядок его заключения, что проявляется в разл. формах Б. (напр., Б. гражданский, церковный, консенсуальный). Условия Б., порядок его заключения и формы широко варьируются по странам и народам мира и существенно изменялись в ходе историч. развития.
Первой формой обществ. регулирования половых отношений считается дуально-родовой, или групповой Б., характерный для ранней стадии первобытнообщинного строя. Групповой Б. был отношением между родами, а не между лицами; всякие половые связи внутри рода были строжайше запрещены (экзогамия). Групповой Б., по-видимому, был дислокальным, т. е. муж и жена не жили вместе и не принадлежали к одному хоз.-бытовому коллективу. В дальнейшем групповой Б. между членами разных родов сузился до лиц, принадлежавших к одному поколению, и затем постепенно сменился парным Б. Вначале при парном Б. супруги, вероятно, жили отдельно, затем муж стал переходить в род жены (матрилокальный брак), а позже - жена в род мужа (патрилокальный брак), имущество было раздельным, сохранялись пережитки группового Б.
Переход к земледелию и скотоводству повысил хоз. роль мужчины, в результате чего парный Б. упрочивается, даёт начало Б. моногамному, укрепляющему целостность семьи, к-рая с распадом родового строя становится осн. экон. ячейкой общества. Б., как правило, становится монолокальным - супруги входят в состав одной семьи и одного х-ва. Моногамный Б. часто рассматривается как половой и хоз.-бытовой союз, что сближает это понятие с понятиями семьи и домохозяйства. Повсеместно утверждается патрилокальный Б., жена с детьми подпадает под власть мужа.
Моногамия - осн. форма брака в классовых формациях; у ряда народов она сочетается с полигамией, однако распространение последней постепенно сокращается. Заключение Б. и выбор брачного партнёра происходит под определяющим влиянием социальных и экон. факторов. Нек-рые религии (напр., буддизм и христианство) поощряют безбрачие как наиболее достойный путь служения богу.
В рабовладельч. обществе Б. был признан лишь для свободных граждан; резко осуждались брачные связи свободных с рабынями (см. Конкубинат). В феод. обществе господствовали гомогамные Б., особенно среди правящих классов (см. Гомогамия). Б. между крепостными обычно заключались по воле помещика. Усиление социальной и особенно экон. функции семьи приводит к усложнению порядка заключения Б., к-рому предшествует договорённость о его материальных условиях (выкуп, приданое). Ответственность и инициатива при заключении Б., а также выбор брачного партнёра становится функцией главы семьи. Женщина, приобретённая за выкуп или др. путём (напр., похищение), нередко остаётся в семье мужа и после его смерти, вступая в Б. с его братом или др. родственником (см. Левират). Сильно осложняется процедура развода, осуждаемая христианством и др. религиями.
Развитие капитализма, сопровождающееся урбанизацией, ростом образования и втягиванием женщины в обществ. произ-во, приводит к новому изменению Б. Процесс секуляризации (освобождение от церк. влияния в обществ. деятельности) приводит к постепенной замене церк. Б. гражданским. Рост общего и спец. образования повышает брачный возраст. Растёт число мужчин и женщин, не вступающих в Б.; увеличивается число добрачных связей и т. н. незаконнорожденных детей. Заключение Б. упрощается. Облегчается также процедура развода. С сер. 20 в. в ряде промышленно развитых капиталистич. стран началась т. н. сексуальная революция, отличит, черта к-рой - осуществление права женщины на такую же свободу в половой жизни, какой раньше обладал только мужчина.
Это было подготовлено совершенствованием противозачаточных средств, что позволило женщине избегать нежелательных беременностей. Добрачные связи характеризуются более ранним началом и большей продолжительностью. В ряде стран отмечается понижение возраста вступления в Б. Появились виды Б., сходные с его ранними историч. формами.
При социализме формируется новый тип Б.- эгалитарный, в к-ром утрачиваются материальные стимулы, социальные и экон. преграды к его заключению. Осн. мотив заключения Б.- любовь; муж и жена пользуются равными правами. Исчезают остатки патриархальности, матрилокальность встречается наравне с патрилокальностью и неолокальностью (поселением молодых супругов отдельно от родителей), перестаёт осуждаться гетерогамность Б. (см. Гетерогамия). Утрачивается влияние религии, гражд. регистрация Б. становится всеобщей, появляются новые обряды торжеств. бракосочетания.
Эволюция Б. и семьи вызывает ряд противоречивых явлений, таких, как рост частоты разводов, снижение рождаемости ниже уровня необходимого для простого воспроиз-ва нас. и т. п. В силу этого воздействие на упрочение института Б. - один из элементов демографической политики.
Вместе с семьёй Б. представляет те институты, через к-рые проявляется социально-экон. обусловленность демографич. процессов, особенно - рождаемости. В демографии исследуются влияние на рождаемость факта состояния в Б., его длительность и прочность, частота вступления в Б. лиц разного пола и возраста, а также то, какие изменения происходят во всех этих процессах со временем под влиянием изменяющихся условий жизни в разных системах социальных отношений. С использованием демографич. данных решаются вопросы планирования нар. х-ва, в частности трудовых ресурсов, жил. стр-ва, бытового обслуживания и др.
Заключение Б.- один из осн. параметров брачности, а прекращение Б.- разводимости и овдовения. В демографии каждый такой факт рассматривается как демографич. событие и как изменение брачного состояния, а последовательность таких фактов в поколении - как демографич. процесс.
В.И.Козлов.
В сов. праве Б.- свободный, добровольный, равноправный союз женщины мужчины, основанный на чувствах взамной любви и уважения, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов, регламентируется Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, кодексами о браке и семье союзных республик. В соответвии с Конституцией СССР (ст. 53) семья находится под защитой гос-ва.
Юридич. последствия вызывает лишь Б., зарегистрированный в предусмотренном законом порядке (см. также Фактический брак, Церковный брак), регистрация Б. осуществляется в органах записи актов гражданского состояния.
В законодательстве капиталистич. ос-в Б., как правило, считается гражданско-правовой сделкой и порядок его заключения и др. вопросы отношений в семье регулируются не семейным, а гражд. законодательством (напр., Франция, Италия и др.). Большое значение при заключении Б. имеет решение вопроса о режиме имущества будущих супругов - общности или раздельности семейного имущества (в ряде стран предусматривается заключение спец. брачного договора - брачного контракта). Во мн. странах в вопросах Б. и семьи сильно влияние церкви (особенно католической). Хотя в большинстве развитых капиталистич. гос-в (напр., Франция, Италия, ФРГ) юридич. последствия имеет только Б., заключённый в компетентных гос. органах (гражд. брак), но церк. церемония брака весьма распространена. В Великобритании юридич. сила признаётся и за гражд. и за церк. Б. (по выбору супругов). В США в нек-рых штатах обязателен гражд. Б., в других - либо гражд., либо церк. форма заключения Б. Церк. форма Б. сохранилась как обязательная в Греции, встречается, как правило, в Испании.
И. В. Пантелеева.
Семенов Ю.И., Происхождение брака и семьи, М. 1974; Чуйко Л. В., Браки и разводы, М. 1975; Козлов В. И., Этническая демография. М. 1977; Королев Ю. А., Брак и развод. Современные тенденции, М. 1978; Xарчев А. Г., Брак и семья в СССР, 2 изд., М. 1979.
Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.