- ВОЗРАСТНАЯ ПИРАМИДА
-
ВОЗРАСТНАЯ ПИРАМИДА, пирамида возрастов, возрастно-половая пирамида, графич. изображение распределения людей по возрасту и полу. Представляет собой двустороннюю направленную диаграмму, на к-рой число людей каждого возраста п пола или доля их в нас. изображено горизонтальной полосой определ. масштаба. Полосы располагаются одна над другой в порядке увеличения значений возраста, обычно от 0 до 100 лет, слева - для мужчин, справа - для женщин. Поскольку вследствие смертности в старших возрастах число людей, как правило, меньше, изображение для полного набора возрастов имеет форму пирамиды.
В. п. строится обычно по данным переписей или обследований нас. по годичным или 5-летним возрастным группам так, чтобы площадь ступеней пирамиды соответствовала числу людей (тыс.) каждого возраста и пола или при сравнениях - доле их в нас. (%). Длина ступени при этом соответствует плотности данной возрастной группы, т. е. числу людей, приходящихся на единицу возраста. Если исходные данные с возрастной структуре представлены в неодинаковых возрастных интервалах, то для более крупных групп длина ступеней В. п. определяется делением числа людей в группе на длину интервала, выраженную в принятых для всей В. п. единицах возраста. Так, при построении В. п. по 5-летним группам числ. 6-летней возрастной группы должна быть разделена на 6/8, а 10-летней - на 2. Если старшая возрастная группа объединяет людей, напр., 70 лет и старше, то считается, что этот интервал простирается до 100 лет, т. е. равен 30 годам, однако в нём для каждых 5 лет изображается не ср. плотность (к-рую можно получить делением числ. группы на 6), а равномерно уменьшающаяся до нуля к возрасту 100 лет. В. п. изображает возрастно-половую структуру нас. в тот или иной момент времени, т. е. фиксирует нек-рое её состояние в ходе непрерывного процесса воспроизводства населения. Сравнит. длина ступеней от самых старших возрастов (людей, родившихся давно) до самых младших (родившихся недавно) даёт представление о влиянии на возрастной состав нас. процессов рождаемости и смертности на протяжении длит. времени, а также о влиянии сложившегося к данному моменту возрастного состава на перспективы роста нас. В нач. 1930-х гг. было введено понятие трёх типов возрастной структуры населения, к-рым соответствуют формы В. п.: в молодом нас. она имеет форму правильной пирамиды, в постаревшем нас. - форму колокола, в очень старом - форму урны (см. рис. 1), и определяет при прочих равных условиях быстрый рост, медленный рост или убыль нас.
Рис. 1. Типы возрастных структур (по Ф. Бургдёрферу): А - молодое (растущее) население; Б - постаревшее (стационарное) население; В - очень старое (убывающее) население.Если нас. и режим воспроизводства населения, т. е. уровни рождаемости и смертности, не испытывали к.-л. внеш. возмущающих воздействий, то В. п. имеет относительно ровные грани, причём при длительно сохраняющихся высоком уровне рождаемости и сравнительно высоком уровне смертности - широкое основание и узкую вершину (напр., нас. Мексики, см. рис. 2), а при низких уровнях рождаемости и смертности - узкое основание и широкую вершину (напр., нас. Швеции, см. рис. 3). Эти две В. п. соответствуют типам возрастной структуры растущего и почти стационарного нас., причем вторая наглядно отражает процесс старения нас., а кроме того, снижение рождаемости в 30-х и 40-х гг. 20 в. и 'демографич. эхо' этого явления. Распределение нас. приведено на рис. 2 и 3 в процентах, и поэтому В. п. полностью сравнимы, хотя нас. Мексики в 1970 составляло 48 млн., а нас. Швеции - 8 млн.
Рис. 2. Возрастная пирамида населения Мексики на 28.01.1970Под влиянием нарушений в числ. и возрастной структуре нас. или в интенсивности его воспроиз-ва, вызванных, напр., войной, приводящей к падению уровня рождаемости и к убыли мужчин в призывных возрастах, или постоянной иммиграцией, обычно увеличивающей число мужчин в трудоспособных возрастах, грани В. п. становятся неровными, на них отражаются предыдущие изменения в характере прироста и убыли нас. Такие нарушения надолю оставляют следы в возрастной структуре нас.
Рис. 3. Возрастная пирамида населения Швеции на 1.11.1970Напр., на В. п. нас. ГДР по состоянию на 31 дек 1970 (см. рис. 4) отчётливо видны следы резкого снижения рождаемости и соотв. чисел родившихся во время 1-й мировой войны 1914-18 (1) в годы экономик, кризиса 1929-33 в довоен. Германии (3) и во время 2-й мировой войны 1939-45, развязанной фашистской Германией (4), а также следы потерь взрослых мужчин в воен. годы (2). 'Перевес' числа женщин над числом мужчин в возрастах старше 70 лет вызван не только гибелью мужчин во время войны, но и более высокой их смертностью в мирное время. 'Демографич, эхо' снижения рождаемости прослеживается через поколение: меньшие поколения родившихся в 1930-33 (на кон. 1970 они были в возрастах 37-40 лет), достшнув репродуктивного возраста, произвели на свет относительно меньше детей (на кон. 1970 этим детям было 11-15 лет), чем соседние поколения. Более значит. изъян показывают поколения родившихся в 1941-46 (на кон. 1970 им было 23- 28 лет): сужающееся основание пирамиды (возрасты 0-5 лет) - следствие малого числа рождений у малого числа родителей, принадлежащих к этим поколениям (5). 'Перевес' числа мужчин в младших возрастах объясняется преобладанием детей муж. пола среди родившихся (см. Соотношение численностей полов). Этот перевес сохраняется почти до 40 лет, несмотря на более высокую смертность мужчин. Т. о., анализ В. п. позволяет наглядно охарактеризовать источники деформаций в возрастной структуре нас.
Рис. 4. Возрастная пирамида населения ГДР на 31.12.1970: 1 - дефицит рождений в 1914-1918; 2 - военные потери мужчин в 1939-1945; 3 - дефицит рождений в 1929-1933; 4 - дефицит рождений в 1939-1945; 5 - "демографическое эхо" дефицита рождений в 1939-1945.Наложенные друг на друга В.п. по двум переписям нас. (разница в длине каждой ступени должна быть при этом четко обозначена) показывают сдвиги в возраст но-половой структуре, вызванные тем, что в разные годы в одинаковых возрастах находятся разные поколения, численность к-рых может быть также разной. Напр.. В. п. нас. СССР для 1926 и 1970 (см. рис. 5) иллюстрируют вызванные войной нарушения в соотношении численностей полов, снижение рождаемости в воен. годы и их последствия в нач. 70 х гг. Тем самым В. п. облегчает прогноз демографический. Показательно сравнение В. п. также в пространстве, напр пирамиды для гор. и сел. нас.: в сел. местности преобладают дети и лица пожилого возраста, а в гор. поселениях - нас, трудоспособною возраста. В. п, помогают также оценить точность переписных данных о возрасте. Напр., чрезвычайно длинные ступени пирамиды на круглых возрастах в нас. Мексики (см. рис. 2) и слишком короткие на смежных с ними возрастах свидетельствуют о значит. аккумуляции возрастной.
С целью анализа строятся В. п. отд. групп нас. - мигрантов, людей, имеющих занятие, отд. этнич. групп или нас. отд. регионов.
Возрастная пирамида населения СССР по данным переписей 1926 и 1970В. п. находят применение и при изучении воспроиз-ва нас. с помощью моделей демографические. Сравнивая очертания В, п. реального нас. и стационарною населения или стабильного населения с соответств. режимами воспроиз-ва, можно наглядно представить характер влияния совр. уровней рождаемости и смертности на возрастно-половой состав и числ. реального нас. Такой анализ, обращённый в прошлое, помогает улавливать этапы перехода от одного режима воспроиз-ва к другому, устанавливать время такого перехода в разных странах и в разные эпохи.
В. п. для будущего позволяют увидеть разл. варианты демографич. прогнозов как для отд. стран, так и для групп стран (напр., экономически развитых и развивающихся), а также мира в целом. К изображению В. п. часто прибегают заруб, футурологи для сравнения перспектив изменения возрастно-полового состава нас. стран с 'молодым' и 'старым' нас. вплоть до достижения состояния стационарности.
В. п. применяются и в экономико-демографич. исследованиях, где их ступени изображают не числ. поколения (возрастной группы), а число занятых в произ-ве, объем (обычно в ден. выражении) произ-ва и потребления людей в каждом возрасте или периоде их жизни, проработанное время и т. д. Для условного поколения такие характеристики получают путём построения т. н. экономических В. п.
Боярский А. Я. Шушерин П. П., Демографическая статистика, 2 изд, М. 1955, Герчук Я П, Графич. методы в статистике, М. 1968; Валкович Э. Экон. возрастные пирамиды, в кн : Марксистско-ленинская теория народонаселения, 2 изд, М. 1974, Калинюк И. В, Возрастная структура нас. СССР, М. 1975; Араб-Оглы Э. А., Демографические и экологические прогнозы, М. 1978.
Т. С. Баталина, А. Г. Волков.
Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.