- МАЛЬТУЗИАНСТВО
-
МАЛЬТУЗИАНСТВО, бурж. теория народонас., система антинауч. воззрений на воспроиз-во нас. и его роль в обществ. развитии, отрицающая историч. характер законов народонас. Получила название по имени англ. бурж. экономиста Т. Р. Мальтуса, к-рый в своей теории проводил идею биол. природы воспроиз-ва нас. и выдвинул методологич. принцип демографич. детерминированности социальных бедствий. Постулировав беспредельное и неизменное стремление людей к размножению, Мальтус интерпретировал демографич. рост как независимую переменную обществ. развития, к-рая лишь корректируется действием 'разрушительных' (войны, эпидемии, голод) и 'предупредительных' социальных факторов (безбрачие, позднее вступление в брак и т. п.). Основываясь на антинауч., абсолютизирующем технич. застой 'законе убывающего плодородия почвы', Мальтус конструирует свой абстрактный внеисторич. закон народонас., к-рый 'состоит в постоянном стремлении, свойственном всем живым существам, размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи' (Мальтус Т. Р., Опыт о законе народонаселения..., СПБ, 1868, т. 1, с. 95-96). Широкую известность получила формулировка мальтусовского 'закона', представленная в 1-м издании его кн. 'Опыт о законе народонаселения...', в соответствии с к-рой нас. растёт в геометрич. прогрессии, а средства существования увеличиваются в арифметич. прогрессии. Отсюда Мальтус выводит статич. оптимум нас. - определённое соотношение внутри системы 'нас.- средства существования', при к-ром ещё не начали действовать 'разрушительные факторы'. Мальтус подчёркивал внеисторич. характер своего 'закона'. 'Явления природы, - отмечал он, - подчинены неизменным законам, и мы не имеем никакого права думать, что с тех пор, как существует мир, законы, управляющие населением, подверглись каким-либо изменениям' (там же, с. 469).
В теории народонас. Мальтуса из биол. детерминизма в трактовке демографич. процессов вытекает демографич. детерминизм в объяснении нищеты, пауперизма и политич. конфликтов. 'Главная и непрерывная причина бедности, - писал Мальтус, - мало или вовсе не зависит от образа правления или от неравноправного распределения имущества: богатые не в силах доставить бедным работу и пропитание, поэтому бедные, по самой сущности вещей, не имеют права требовать от них работы и пропитания' (там же, т. 2, с. 341). Мальтус '...утверждал наличие перенаселения при всех формах общества... Перенаселение на различных исторических этапах экономического развития он рассматривает как однородное, не понимая его специфического различия...' (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 2, с. 103). Мальтус подчёркивал, что 'толпа, участвующая в мятежах, доставляется избыточным населением' (Мальтус Т. Р., Опыт о законе народонаселения..., т. 2, с. 244), причём 'предупреждением избытка населения будет уничтожена главнейшая причина и, бесспорно, главное средство для исполнения завоевательных планов, а внутри государства будут предупреждены тирания и возмущение' (там же, с. 219). Он усматривал панацею от губительного перенас. в распространении в народе норм христианского аскетизма, предлагая бедным воздерживаться от вступления в брак и обуздывать свой 'инстинкт размножения'.
Несостоятельность М. убедительно показана в трудах социалистов-утопистов (Р. Оуэн, У. Томпсон, Дж. Брей - Великобритания, Ш. Фурье - Франция), представителей прогрес. социально-экон. мысли России В. А. Милютина и Н. Г. Чернышевского, противопоставивших мальтусовской апологетике эксплуататорского общества требование социалистич. равенства, а социальному пессимизму М. - перспективу технич. прогресса, поставленного на службу гуманистич. идеалам. Антинауч. характер концепции Мальтуса доказан классиками марксизма-ленинизма. К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин проанализировали классовые корни М., подвергли последоват. критике методологию и осн. положения этой концепции, вскрыли реакционную политич. сущность М., к-рое выступает, по определению Энгельса, '...самым откровенным провозглашением войны буржуазии против пролетариата...' (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 504). Маркс показал, что осн. методологич. ошибка Мальтуса заключается, с одной стороны, во внеисторич. подходе к народонас., а с другой - в идеалистич. трактовке историч. процесса. ''Человек' Мальтуса, абстрагированный от исторически определенного человека, - отмечал Маркс, - существует только в его воображении, так же как и соответствующий этому естественному мальтусовскому человеку геометрический метод размножения. Поэтому действительная история представляется Мальтусу таким образом, что не размножение его естественного человека является абстракцией от исторического процесса, от действительного размножения, а наоборот, действительное размножение представляет собой применение теории Мальтуса... Имманентные, исторически изменяющиеся границы процесса размножения людей Мальтус превращает во внешние пределы; внешние препятствия происходящего в природе процесса воспроизводства - ...в естественные законы... размножения' (там же, т. 46, ч. 2, с. 104-05). Классики марксизма-ленинизма показали, что при разл. обществ. способах произ-ва существуют разл. законы возрастания нас., перенаселения (см. там же, т. 23, с. 646), обосновали закон народонас. при капитализме, опровергли мальтузианскую догму о давлении нас. на средства существования, противопоставив ей историко-материалистич. концепцию относительного перенаселения (см. там же, т. 23, с. 651; т. 31, с. 393; т. 46, ч. 2, с. 102).
Теория народонас. Мальтуса носила междисциплинарный характер, охватывала, с одной стороны, демографию, с другой - философию, политэкономию и политологию. После смерти Мальтуса по мере выявления несостоятельности методологии и отд. положений его концепции М. стало утрачивать свой целостный характер. Дальнейшая эволюция М. заключалась в последоват. разграничении двух его осн. аспектов. При этом в наибольшей степени видоизменилась демографич. концепция М., из к-рой выделилось неомальтузианство, ставшее одним из ведущих направлений бурж. демографии. Сущность же М. как социального учения (см. Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 257), его филос., экон. и политологич. позиции не претерпели сколько-нибудь существ. изменений. Основанное на поверхностно-вульгарной интерпретации нас. лишь как совокупности потребителей, предъявляющих растущий спрос на ограниченные экон. ресурсы, совр. М. в полной мере сохраняет реакционную идейную направленность.
Неомальтузианство сформировалось в основном во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. Его представители, отказавшись от фундаментальной мальтузианской идеи о постоянном стремлении людей к многодетности, выдвинули абстрактное внеисторич. предположение о вытеснении из человеческого сознания 'инстинкта размножения'. Оставаясь на идеалистич. позициях, они игнорировали социально-экон. детерминацию репродуктивного поведения, обращаясь преим. к 'сознанию' людей и к технич. условиям реализации 'стремления нас. к ограничению рождаемости'. В своей практич. программе неомальтузианство сместило акцент с проповеди 'нравственного воздержания' на распространение средств контрацепции и применение методов 'социальной инженерии' (жёсткие адм. меры, пропаганда и т. п.). Первоначально сторонники неомальтузианства (Ф. Плейс, Р. Д. Оуэн, Ч. Дриздейл, Ч. Брэдлоу, А. Безант - Великобритания, Ч. Ноултон - США) апеллировали к психологии мелкого буржуа (см. Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 256). Во 2-й пол. 20 в. новый импульс развитию неомальтузианства придал т. н. демографический взрыв в развивающихся странах, осн. объектом неомальтузианской пропаганды и соответствующих практич. мероприятий становится нас. этих стран. 'Демографический взрыв' объективно обусловлен длительной колон. эксплуатацией зависимых стран и деформированным развитием в них капитализма, неомальтузианцы же подменяют причину следствием, утверждая, что чрезмерный, неконтролируемый рост нас. развивающихся стран ввергает их в 'порочный круг слаборазвитости' (Р. Нельсон, X. Лей-бенстейн - США), генерирует многочисленные и всё более опасные политич. конфликты (Г. Бутуль - Франция, Н. Чемберлен, Н. Чукри - США), истощает продовольств. и природные ресурсы планеты (Ж. Стассар - Франция, Дж. Хаксли - США, Г. Боргстром - Великобритания), грозит глобальной экологич. и экон. катастрофой (Г. Тейлор - Великобритания, П. и А. Эрлих, Дж. Форрестер, Д. Медоуз - США). Один из наиболее одиозных представителей неомальтузианства в послевоен. период У. Фогт (США) прокламировал 'естественный путь' преодоления перенас. в развивающихся странах вследствие вымирания от голода 'лишних людей'. Однако подобные человеконенавистнич. взгляды в целом не характерны для совр. М., к-рое, выступая составным элементом идеологич. доктрины империализма, навязывает развивающимся странам выход из 'порочного круга слаборазвитости' посредством осуществления широкомасштабных программ демографич. политики, направленной на снижение рождаемости, поддержание 'нулевого прироста населения' (Д. Боуг, А. Коул, Э. Гувер, П. Демени, С. Энке, Р. Солоу - США и др.). Широко используя альтруистскую фразеологию, М. в действительности стремится подменить программами регулирования рождаемости и планирования семьи, основанными на волюнтаристских представлениях о возможности произвольной манипуляции демографич. сознанием и поведением людей, неприемлемый для империализма курс на коренные социальные преобразования в развивающихся странах.
Совр. модификации М. и неомальтузианские рецепты демографич. политики были подвергнуты критике в сов. демографич. и заруб. марксистской лит-ре (М. Торез, Ж. Фревиль - Франция, Р. Кларк - Великобритания). В науч. и политич. кругах развивающихся стран ширится оппозиция неомальтузианской пропаганде программ регулирования рождаемости и планирования семьи как ведущего направления социально-экон. политики, укрепляется представление о совр. М. как идеологич. инструменте неоколониализма. Это проявилось, в частности, в прогрес. изменении позиции ООН по вопросам народонас. Гносеологич. предпосылки кризиса совр. М. - углубление изучения социальных факторов развития демографич. процессов, науч. обоснованность марксистско-ленинского анализа причин слаборазвитости и путей её преодоления, выявившего несостоятельность центр. тезисов М. о демографич. обусловленности экон. слаборазвитости и возможности волюнтаристского воздействия на репродуктивное поведение людей.
М. оказало существ. воздействие на развитие бурж. обществоведения 19- 20 вв. С М. неразрывно связано возникновение в бурж. демографии биол. (органич.) направления, представители к-рого неправомерно переносили закономерности воспроиз-ва биол. популяций на человеческое общество. Принцип демографич. детерминизма, разработанный в мальтузианской теории, был положен в основу концепций демографической школы в бурж. социологии, 'историч. циклов' обществ. развития (К. Джини, Ф. Карли - Италия и др.). Наиболее реакц. проявления М. - концепции социального дарвинизма и геополитики. Бурж. обществоведению свойственно отмеченное Лениным '...критическое заигрывание с мальтузианством...', приводящее к '...вульгарному буржуазному апологетизму...' (там же, т. 5, с. 108), постоянное возрождение '...сочетания мелкобуржуазных симпатий и мальтузианства' (там же, т. 2, с. 175). Положения М. являются подтверждением реакционности бурж. идеологии, поэтому классики марксизма-ленинизма неоднократно подчёркивали необходимость решительной борьбы против М. во всех его разновидностях, '...против попыток навязать это реакционное и трусливое учение самому передовому, самому сильному, наиболее готовому на великие преобразования классу современного общества' (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 257).
Маркс К., Капитал, т. 1, гл. 23, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч, 2 изд., т. 23; его же, Теории прибавочной стоимости (IV том 'Капитала'), там же, т. 26, ч. 2, гл. 9; его же, Критика политической экономии, там же, т. 46, ч. 2; Ленин В. И., К характеристике экономического романтизма, Полн. собр соч, 5 изд., т. 2; его же. Рабочий класс и неомальтузианство, там же, т. 23; Милютин В. А., Мальтус и его противники, Избр. произведения, М., 1946; Чернышевский Н. Г., История мальтусовой теоремы, Избр. экономич. произведения, т. 3, ч. 1, М., 1948, Смулевич Б. Я., Критика буржуазных теорий и политики народонаселения, М., 1959; Попов А. Я., Современное мальтузианство. (Очерк критики), М., 1960, Валентей Д. И., Реакционные теории народонаселения периода общего кризиса капитализма, М., 1963; его же, Теория и политика народонаселения, М., 1967, Птуха М. В., Учение о народонаселении Т. Р. Мальтуса, в кн.- Демографические тетради, в. 4-5, К., 1972; Рубин Я. И., Теория народонаселения, М., 1972, его же, Наследники Мальтуса, М., 1983, Судоплатов А. П., Демографические концепции, М., 1974; Араб-Оглы Э. А., Демографические и экологические прогнозы, М., 1978, Критика мальтузианских и неомальтузианских взглядов. Россия XIX - нач. XX в., М., 1978; Коростелев Г. М., Краев В. С., Буржуазные концепции народонаселения. Критический анализ, М., 1981.
С. Ф. Иванов, А. П. Судоплатов.
Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.