- МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
-
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, одно из направлений демографической политики, совокупность способов и мер целенаправленного воздействия на миграц. движение нас. М. п. носит классовый характер, осн. субъектом её проведения выступает гос-во. М. п. рабовладельч. гос-в преследовала цели колонизации новых терр. и массового вывоза невольников, одной из форм к-рого являлась работорговля. В ср. века на политику переселений и колонизации активное влияние оказывала церковь, переселения на религ. почве получили значит. распространение. Бурж. революции вызвали к жизни новую М. п., обусловившую массовые переселения европейцев в Америку, Африку, Азию и Австралию, активную внутр. миграцию в таких странах, как Россия и США. Колонизаторская политика сопровождала 'раздел мира' капиталистич. гос-вами.
В каждой обществ.-экон. формации М. п. определяется господствующими производств. отношениями. При капитализме М. п. подчинена целям максимизации прибыли. Капиталистич. гос-ва, приспосабливаясь к социальным изменениям, стремятся превратить М. п. в постоянно действующий фактор гос.-монополистич. регулирования. Однако попытки гос. планирования миграц. процессов не имеют достаточного эффекта в силу присущих капиталистич. строю противоречий. Проведение региональной налоговой и бюджетной политики, направленной на развитие отдельных терр., на сдерживание оттока из сел. местности и поощрение миграции в провинцию, па преодоление кризиса больших городов, ограничивается частной собственностью на землю.
Противоречия капиталистич. общества наложили негативный отпечаток на М. п. промышленно развитых капиталистцч. стран в отношении развивающихся стран, что нашло отражение в поощрении 'утечки умов', нелегальной вербовке и дискриминации иностр. рабочих, сверхэксплуатации труда иммигрантов. Отд. развивающиеся страны Азии, Африки и Лат. Америки вынуждены поощрять как постоянную, так и врем. эмиграцию нас., к-рая направлена гл. обр. в США, страны Зап. Европы, на Бл. Восток - в страны - члены ОПЕК.
Пр-во каждой страны суверенно в своих правах определять направления и цели М. п. Комиссия ООН по народонас. располагает соответств. фондом, часть средств к-рого используется на субсидирование нац. программ в области миграции нас. Средства ООН направляются гл. обр. в развивающиеся страны. Деятельность Международной организации труда (МОТ) одной из своих целей имеет регулирование миграции нас. Ряд междунар. договоров, принятых Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), содержит спец. нормы, к-рые касаются физич. состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Правовые формы регулирования миграц. потоков между странами включаются в двусторонние и многосторонние договоры.
При социализме М. п. проводится в интересах широких масс трудящихся. В. И. Ленин, развивая идеи К. Маркса о роли подвижности нас. в развитии и совершенствовании производит. сил, по существу ставил вопрос об управлении миграцией, когда отмечал, что социалистич. гос-во должно '...иметь возможность десятки и сотни тысяч рабочих двинуть туда, куда надо Советской власти' (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 42, с. 150). Целью М. п. становится оптимизация миграц. движения нас., обеспечивающая соответствие трудовых ресурсов рабочим местам в условиях повышения материального благосостояния и духовного развития всех членов общества. М. п. определяется гос-вом на основе конституционно закреплённых принципов. При социализме в задачи М. п. входит: обеспечение трудовыми ресурсами необходимой квалификации планируемых изменений в размещении произ-ва; стимулирование миграции из трудоизбыточных в трудонедостаточные р-ны; содействие оптим. воспроиз-ву нас. и его социально-демографич. структуре по адм.-терр. единицам; выравнивание условий и уровней жизни в терр. плане. Проведение М. п. учитывает социально-экон. и нац. особенности социалистич. стран. Это определяет выбор конкретных методов, направлений, задач, объектов и субъектов управления миграц. процессами. При разработке М. п. учитываются взаимозависимость и взаимозаменяемость таких форм подвижности нас., как переселения, маятниковая и сезонная миграции. В задачи управления миграцией входит разработка такого комплекса мер, к-рый позволил бы сочетать интересы общества и отд. его членов. Меры М. п. условно подразделяются на две группы воздействия: прямое (напр., организованное перераспределение трудовых ресурсов) и косвенное (региональная дифференциация уровней закупочных цен, цен на предметы потребления, уровня заработной платы и др. доходов, объёма капитальных вложений и жил. фонда). Меры М. п. могут стимулировать или ограничивать приток (отток) нас. Межгос. М. п., координируемая в рамках СЭВ, является средством повышения эффективности социалистич. экон. интеграции и воспитания трудящихся в духе пролетарского интернационализма.
В СССР при разработке М. п. учитываются значит. размеры терр. страны, специфика историч. условий развития, многонац. характер нас.; особенности расположения полезных ископаемых и гидроэнергетич. ресурсов, с одной стороны, и размещения трудовых ресурсов - с другой. М. п. направлена на закрепление нас. трудоспособного возраста в сел. местности Европ. части СССР (особенно Нечернозёмной зоны), ограничение роста крупных городов, активизацию подвижности коренного нас. республик Ср. Азии, сокращение текучести кадров и увеличение приживаемости новосёлов в р-нах пром. освоения (Сибирь, Д. Восток).
Хорев Б. С., Чапек В. Н., Проблемы изучения миграции населения, М., 1978; Овсюк А. М., Международно-правовая защита трудящихся-мигрантов и их дискриминация при капитализме, К., 1980; Литвинова Г. И.. Право и демографические процессы в СССР, М., 1981.
А. В. Нестеров, Б С. Хорев.
Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.