СОЦИОЛOГИЯ РОЖДАЕМОСТИ

СОЦИОЛOГИЯ РОЖДАЕМОСТИ

СОЦИОЛOГИЯ РОЖДАЕМОСТИ, исследование на стыке социологии, демографии и социальной психологии социально-экон. обусловленности изменений рождаемости, рассматриваемых во взаимодействии общества и личности. С. р. разрабатывает широкий круг проблем, изучает тенденции интенсивности деторождения, ср. числа рождений в семье, ср. числа детей при низкой детской смертности. Этим С. р. отличается от формально-демографич. подхода, к-рый связывает проблемы рождаемости лишь с изменениями возрастно-половой и брачно-семейной структур нас. В С. р. специфика подхода заключается в рассмотрении влияния социальных институтов и прежде всего института семьи на репродуктивное поведение личности. Это позволило найти новые пути поиска причин многодетности, сокращения рождаемости и распространения малодетности, обратной связи дохода семьи и рождаемости и др. Вместе с тем С. р. ставит и решает новые проблемы, вводит новые понятия и термины, разрабатывает новые методы исследований.

Становление С. р. обусловлено двумя обстоятельствами: 1) потребностью найти теоретич. объяснения снижению уровня рождаемости и обратной связи между доходом семьи и числом рождений, 2) практикой эмпирич. обследований и опросов о числе детей в семье.

Т. н. обследования мнений о размере семьи предпринимались в разных странах в 20-30-х гг. 20 в. Одно из первых исследований, близкое по смыслу к выявлению желаемого числа детей, было проведено в 1927 сотрудниками Харьковского ун-та. Результаты опроса 119 крестьянок позволили сделать вывод, что потребность женщины в ребёнке при наличии небольшого числа детей быстро убывает.

В 1936 Ин-т обществ. мнения в США приступил к регулярным общенац. опросам мужчин и женщин об идеальном размере семьи. Анализ данных опроса мужчин и женщин моложе 30 лет за период с 1936 по 1975 показал, что среднее идеальное число детей к нач. 60-х гг. повысилось с 2,8-2,9 до 3,2-3,4, после чего понижалось, достигнув в 1975 2,5- 2,6. Если в 1936 двухдетную семью считали идеальной 33-37% мужчин, то в 1975 - 55-65%. На первом этапе развития С. р. подобные опросы проводились и в Зап. Европе (Франция, 1947- 2,9; Великобритания, 1946 - 2,1).

Второй этап связан не только с расширением географии исследований, но и с углублением их программ. В 1955 и 1960 в США были осуществлены общенац. опросы по обширной программе исследования 'развития амер. семьи' (GAF-1 и GAF-2 - изучение мнений о числе детей и через 5 лет степень их реализации на выборках, репрезентирующих нас. всей страны). Наряду с идеальным числом детей (3,5) выявлялось желаемое число при благополучных семейных условиях (3,7) и ожидаемое число детей (3,1). Аналогичные исследования были проведены примерно в 30 странах мира. Периодичность подобных опросов позволяет выяснить динамику мнений о числе детей. Наиболее надёжные данные такого рода имеются в США, где с 1961 по 1971 отмечается уменьшение желаемого числа детей, по мнению мужчин, с 3,1 до 2,4, и женщин, - с 3,6 до 2,5. Опрос замужних женщин (1960-74) показал, что ожидаемое число детей уменьшилось с 3,2 до 2,5. Помимо исследований типа GAF, стали осуществляться и локальные исследования по спец. программе: напр., принстонское исследование (США), проведённое среди двухдетных гор. семей в 1957 и через 3 года для выяснения условий жизни, способствующих появлению третьего ребёнка.

Начало подобным спец. выборочным исследованиям было положено в Индианаполисе (США, 1941). Среди 1444 супружеских пар протестантов выявлялись социальные и психол. факторы, обусловившие снижение уровня рождаемости в городах в 30-х гг. Исследование показало, что без наличия теории репродуктивного поведения коррелирование множества психол. и социальных переменных и рождаемости не даёт ответа на поставленные вопросы.

Третий этап характеризуется развитием КАР-исследований (КАР - аббр. от англ, слов knowledge - знание, attitude - установка и practice - практич. деятельность) в Азии, Африке, Лат. Америке. В 60-х гг. широко изучаются установки на пол ребёнка и мотивы рождения детей в семье. Отличит. особенность этого этапа - проведение в развивающихся странах экспериментов, направленных на обучение респондентов методам контрацепции и регулирования рождаемости. Методологич. основа исследований была заложена экспериментами, проведёнными в кон. 50-х гг. в Пуэрто-Рико амер. социологами и демографами, к-рые пришли к выводу, что незначительность доли прибегающих к практике контрацепции объясняется неосведомлённостью респондентов. Анализ материалов экспериментов с позиций марксистско-ленинской методологии показывает ошибочность этих выводов. Ошибка была предопределена, т. к. амер. учёные под влиянием теории Мальтуса не приняли во внимание высокую потребность в детях, к-рая у исследуемого контингента исключала применение контрацептов. Эти эксперименты имели и положительные результаты. Так, в процессе изучения мнений супругов была разработана методика одновременного их опроса.

На четвёртом этапе (70-80-е гг.) в связи с продолжающимся снижением рождаемости в центре внимания С. р. находятся ценностно-мотивационные аспекты рождения детей. Широкое использование методов социальной психологии позволяет зафиксировать и объяснить особенности репродуктивного поведения семьи.

В СССР мнения о размере семьи систематически изучаются с сер. 60-х гг. С 1969 регулярно проводятся всесоюзные опросы женщин по ожидаемому числу детей, во всех выборочных обследованиях рождаемости локального характера собирается информация по неск. показателям предпочитаемого числа детей. В 70-х гг. в наиболее разработанной форме теория репродуктивного поведения, объясняющая снижение рождаемости, предстаёт в сов. демографии, поэтому именно в СССР появляются социолого-демографич. исследования нового типа. Традиционная ориентация на сбор информации о ср. величинах предпочитаемого числа детей и о взаимосвязи их с уровнем дохода, образования и т. п., о помехах желанию иметь больше детей стала недостаточной. Для понимания механизма репродуктивного поведения потребовалась информация обо всех компонентах поведения: потребности в детях, семейных условиях её реализации, ценностных ориентациях личности (выступающих критериями оценок репродуктивных ситуаций). По единой программе (с анкетой, включающей более 600 вопросов) Центром по изучению проблем народонаселения МГУ в 1976, 1978 были осуществлены исследования в Москве и в 1976 - Вильнюсе, позволившие сделать следующие выводы. В городах потребность в двух детях стала массовой, но реализуется она лишь на 25-29%. Среди однодетных семей только 20% испытывают потребность в одном ребёнке, среди двухдетных - только 5% испытывают потребность в третьем ребёнке. Рождение всех имеющихся детей происходит вопреки экономической выгоде. Оно диктуется исключительно личными эмоциями родителей (см. Потребность в детях, Ценность детей). Уменьшение потребности в детях и числа рождений в семье в исследуемый период происходило на фоне роста благосостояния горожан и не связано с какими-либо материальными помехами.

В процессе социолого-демографич. исследований всё шире используется весь арсенал методов социологии и социальной психологии при измерении ценности детей, взаимоотношений и коммуникации между супругами и членами семьи в целом, при измерении репродуктивных ориентации детей старшего и младшего возраста и др. Особая тема С. р. - изучение процесса формирования репродуктивных установок, представлений о число детей в семье, к-рые складываются в детском возрасте.

В буржуазной С. р. (К. Дэвис, Р. Хилл, Дж. Блейк, Р. Фридмен, Дж. Фосетт, Дж. Колдуэлл и др.) накоплен обширный материал, но влияние мальтузианских воззрений, сказывающееся на отсутствии интереса учёных к проблемам низкой рождаемости, делает их исследования односторонними (см. также Социологическая демография, Социология народонаселения).

Дэвис К., Социология демографического поведения, в кн.: Социология сегодня, [пер. с англ ], М. 1965; Изучение мнений о величине семьи, М. 1971; Томилин С. А., Демография и социальная гигиена, М. 1973; Белова В. А., Число детей в семье, М. 1975; Борисов В. А., Перспективы рождаемости, М. 1976; Вишневский А. Г., Демографическая революция, М. 1976; Антонов А. И., Социология рождаемости, М. 1980; Hawthorn G., The sociology of fertility, L., 1970, Fоrd Т., De Jong G., Social demography, N. Y., 1970; Fawcett J., Psychological perspectives on population, N. Y., 1973; Freedman R., The sociology of human fertility, N. Y., 1975; Williamson N. E., Sons or Daughters, L., 1976; Сaldwell J. C., A theory of fertility, 'Population and Development Review', N. Y. 1978, Dec., v. 4.

А. И. Антонов.


Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1985.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "СОЦИОЛOГИЯ РОЖДАЕМОСТИ" в других словарях:

  • СОЦИОЛOГИЯ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ — СОЦИОЛOГИЯ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ, науч. направление, формирующееся в рамках системы знаний о народонас. Исследует социол. аспекты воспроиз ва и развития народонас. Термин С. н. введён в науч. оборот во 2 й пол. 1960 х гг. В определении круга изучаемых… …   Демографический энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»