- ЦЕННОСТЬ ДЕТЕЙ
-
ЦЕННОСТЬ ДЕТЕЙ, ребёнка, степень положит. отношения общества, семьи и индивида к числу детей. Выражает определ. социальные отношения, имеет конкретный историч. смысл. На разл. этапах развития общества содержание социальной роли ребёнка изменялось. В доклассовом обществе ребёнок был ценен как будущий взрослый, а не ребёнок как таковой. Упрочению этой оценки способствовала высокая детская смертность. Период взросления оценивался негативно, как неизбежный и обременит. период незрелости. Обряды возрастных инициации знаменовали собой ритуальное посвящение во взрослые. В связи с низкой продолжительностью жизни социальная зрелость определялась достижением половой зрелости. В средневековье господствовало представление о ребёнке как о 'маленьком взрослом', одежда детей копировала одежду взрослых, изображения детей того времени представляют собой уменьшенные копии изображений взрослых. С кон. 17 в. формируется восприятие довзрослого периода как специфич. периода человеческой жизни, утверждается отношение к детям как особым социальным существам, отличающимся от взрослых. Этому способствовала борьба трудящихся против капиталистич. эксплуатации детского труда.
Возникновение разрыва между моментами социальной и половой зрелости, а также явление акселерации способствовали делению довзрослого периода на детство, отрочество, юность, появлению новых ролей: подростка и юноши, старших и младших детей, обособлению роли 'малыша'. В демографии Ц. д. понимается прежде всего как ценность определ. числа детей в семье, а не детей вообще. Демографич. исследования фиксируют уменьшение Ц. д. в связи с историч. отмиранием многодетности. Распространение малодетности способствует уменьшению ценности 3 и более детей в семье и укреплению ценности 1-2 детей. Рост числа однодетных семей в городах обусловлен сведением Ц. д. к ценности единств. ребёнка, что создаёт иллюзию возрастания Ц. д. Этому способствует рост социальных требований к родителям по содержанию и воспитанию ребёнка. Ц. д. как часть семейных ценностных ориентации личности определяет способы и средства удовлетворения индивидуальных потребностей в детях, выступает критерием оценки разл. репродуктивных ситуаций и принятия репродуктивных решений. Наряду с нормами детности в качестве внешних средств ориентации Ц. д. усваивается личностью и определяет содержание потребности в детях, репродуктивной мотивации.
Антонов А. И., Социология рождаемости, М. 1980; Хараш А., Ребёнок в доме: знакомый незнакомец, в кн.: Подрастающее поколение, М. 1981; Aries Ph., Centuries of childhood, Harmondsworth, 1973.
А. И. Антонов.
Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.